СИНЕГУБОВ Николай Иванович


На главную
Органы госбезопасности СССР
Органы внутренних дел СССР
Военная разведка СССР
Cтраны Варшавского Договора
Биографический справочник
Вооружение и техника
Документы
Звания и знаки различия
Публикации
Фотогалерея

(30 декабря 1895 г., ст. Дебальцево Екатерининской железной дороги, Успенская волость Таганрогского округа Области Войска Донского – 1980-е гг., Подмосковье). Родился в семье кузнеца. Украинец. Член РКП(б) с февраля 1920 г. Герой Социалистического Труда (5 ноября 1943 г.)

В 1910 г. окончил Дебальцевсое 2-классное железнодорожное училище и приступил к работе учеником маляра. Затем работал молотобойцем, табельщиком, старшим дворником участка службы пути, с 1913 г. – помощником строительства зданий на станции Дебальцево. С 1914г. – десятник по строительству зданий на станции Гришино Екатерининской железной дороги.

В Русской императорской армии: с мая 1915 г. Участник Первой Мировой войны. Служил в 4-м запасном сапёрном батальоне в Самаре. С 1916 г. – инструктор подрывного дела в 15-м особом полку 3-й особой дивизии, Северный фронт в чине старшего унтер-офицера.

В январе 1918 г. после развала фронта покинул часть и вернулся домой. С марта 1918 г. работал конторщиком на Дебальцево, с сентября 1918 г. – на ст. Сватово Северо-Донецкой железной дороги. С декабря 1919 г. – комиссар участка службы пути и секретарь ревкома ст. Сватово.

В органах внутренних дел и госбезопасности: с июля 1920 г. Службу начал в отделении районной транспортной ЧК ст.Попасная Северо-Донецкой железной дороги в должности секретаря, в 1921 – феврале 1922 г. – помощника начальника секретной части. С марта 1922 г. – инспектор, начальник организационной части ДТО ГПУ в Харькове. С марта 1923 г. – начальник отделения ДТО ГПУ ст.Славянск, в апреле 1924 – марте 1926 г. – ст.Красный Лиман Северо-Донецкой железной дороги. С 5 марта 1926 г. – старший уполномоченный, старший инспектор Южного окружного ТО ОГПУ. Затем занимал должности:

  • Помощник начальника ДТО ОГПУ Южных железных дорог (17 июня 1927 – 10 апреля 1928 г.)
  • Начальник ДТО ОГПУ Екатерининской железной дороги (10 апреля 1928 – 17 мая 1931 г.)
  • Заместитель начальника ДТО ОГПУ Южных железных дорог (17 мая – 6 октября 1931 г.)
  • Начальник ДТО ОГПУ Забайкальской железной дороги (6 октября 1931 – 13 декабря 1932 г.)
  • Помощник начальника железнодорожной части ТО ОГПУ (1 мая – 1 октября 1933 г.)
  • Старший инспектор ТО ОГПУ (1 октября 1933 – 10 июля 1934 г.)
  • Заместитель начальника 4-го отделения ТО ГУГБ НКВД СССР (10 июля 1934 – 27 апреля 1935 г.)
  • Начальник 3-го отделения ТО ГУГБ НКВД СССР (27 апреля 1935 – 1937 г.)
  • Помощник начальника 6-го отдела ГУГБ НКВД СССР (1937 – март 1938 г.)
  • Помощник начальника 1-го отдела 3-го (транспортного) управления НКВД СССР (март – 16 июня 1938 г.)
  • Заместитель начальника 1-го отдела 3-го (транспортного) управления НКВД СССР (16 июня – октябрь 1938 г.)
  • Заместитель начальника 1-го отдела Главного транспортного управления НКВД СССР (октябрь 1938 – 5 августа 1939 г.), в 1939 г. участвовал в операции по задержанию бывшего Наркома внутренних дел УССР А.И.Успенского, находившегося во всесоюзном розыске, был награжден именным оружием.
  • Начальник следственной части – заместитель начальника ГТУ НКВД СССР (5 августа 1939 – 5 ноября 1940 г.)
  • Начальник 1-го отдела – заместитель начальника Главного транспортного управления НКВД СССР (5 ноября 1940 – 1 марта 1941 г.)
  • Начальник Отдела железнодорожной милиции – заместитель начальника Главного управления милиции НКВД СССР (1 марта – 31 июля 1941 г.)
  • Начальник Транспортного управления НКВД СССР (31 июля 1941 – 24 сентября 1942 г.);

С весны 1942 г. по совместительству работал в НКПС, в связи с чем в сентябре 1942 г. был освобожден от обязанностей в НКВД и переведен в действующий резерв.

25 марта 1942 г. был назначен заместителем Наркома путей сообщения СССР, курировал работу аппарата главного ревизора по безопасности движения, Центральных управлений пути и связи, Центрального пассажирского управления, Метрополитена, Военного отдела, Отдела охраны и АХО. Кроме того в ходе войны являлся Уполномоченным ГКО СССР по различным транспортным вопросам: с июля 1942 г. – Уполномоченный ГКО СССР по железнодорожному обеспечению Сталинградской битвы, одновременно Уполномоченный ГКО по Красноводскому порту, с октября 1943 г. – по улучшению воинских перевозок на Южно-Донецкой железной дороги и с июля 1945 г. – по обеспечению погрузки, вывоза и разгрузки трофейного германского оборудования.

После войны продолжал работу в системе НКПС-МПС. С 1 июля 1948 г. – заместитель министра по путевому хозяйству и главный ревизор по безопасности движения. 25 июня 1951 г. освобожден от обязанностей замминистра и назначен членом Коллегии МПС. С апреля 1953 года – начальник Отдела защитных лесонасаждений Главного управления пути и сооружений МПС СССР.

С 7 мая 1956 г. на пенсии. 11 августа 1958 г. решением КПК был исключен из КПСС «за фальсификацию следственных материалов и применение незаконных методов при допросе арестованных в период его работы в 1937-1939 гг. в Главном транспортном управлении НКВД СССР», Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1959 г. был лишен звания Героя Социалистического Труда, всех орденов и медалей.

Жил в Подмосковье.

Звания:

  • Рядовой (1915 г.)
  • Старший унтер офицер (1917 г.)
  • Капитан ГБ (14 декабря 1935 г.)
  • Майор ГБ (4 сентября 1939 г.)
  • Старший майор ГБ (14 марта 1940 г.);
  • Комиссар ГБ (16 августа 1943 г.)

Звания в системе путей сообщения:

  • Вице-генерал-директор путей сообщения 2-го ранга (3 мая 1944 г.)
  • Вице-генерал-директор путей сообщения 1-го ранга (25 мая 1949 г.)

Награды: 3 ордена Ленина (в т.ч. 24.11.1942, 5.11.1943), орденом Красного Знамени (19.01.1940), орденом Кутузова 1-й степени (29.07.1945), орденом Красной Звезды (22.07.1937), орденом «Знак Почёта» (26.04.1940), медалями, знаками «Почётный сотрудник ВЧК-ГПУ (V)» (№ 482) и «Почётный железнодорожник» (21.11.1943, не был лишён).

Источники: Н.В.Петров, Кто руководил органами госбезопасности, 1941 – 1954 : Справочник


 

© Валентин Мзареулов, 2009 – 2017
Копирование материалов разрешено только по согласованию с администрацией сайта.