|
(30 декабря 1895 г., ст. Дебальцево Екатерининской железной дороги, Успенская волость Таганрогского округа Области Войска Донского – 1971 г., Подмосковье). Родился в семье кузнеца. Украинец. Член РКП(б) с февраля 1920 г. Герой Социалистического Труда (5 ноября 1943 г.) В 1910 г. окончил Дебальцевсое 2-классное железнодорожное училище и приступил к работе учеником маляра. Затем работал молотобойцем, табельщиком, старшим дворником участка службы пути, с 1913 г. – помощником строительства зданий на станции Дебальцево. С 1914г. – десятник по строительству зданий на станции Гришино Екатерининской железной дороги. В Русской императорской армии: с мая 1915 г. Участник Первой Мировой войны. Служил в 4-м запасном сапёрном батальоне в Самаре. С 1916 г. – инструктор подрывного дела в 15-м особом полку 3-й особой дивизии, Северный фронт в чине старшего унтер-офицера. В январе 1918 г. после развала фронта покинул часть и вернулся домой. С марта 1918 г. работал конторщиком на Дебальцево, с сентября 1918 г. – на ст. Сватово Северо-Донецкой железной дороги. С декабря 1919 г. – комиссар участка службы пути и секретарь ревкома ст. Сватово. В органах внутренних дел и госбезопасности: с июля 1920 г. Службу начал в отделении районной транспортной ЧК ст.Попасная Северо-Донецкой железной дороги в должности секретаря, в 1921 – феврале 1922 г. – помощника начальника секретной части. С марта 1922 г. – инспектор, начальник организационной части ДТО ГПУ в Харькове. С марта 1923 г. – начальник отделения ДТО ГПУ ст.Славянск, в апреле 1924 – марте 1926 г. – ст.Красный Лиман Северо-Донецкой железной дороги. С 5 марта 1926 г. – старший уполномоченный, старший инспектор Южного окружного ТО ОГПУ. Затем занимал должности:
С весны 1942 г. по совместительству работал в НКПС, в связи с чем в сентябре 1942 г. был освобожден от обязанностей в НКВД и переведен в действующий резерв. 25 марта 1942 г. был назначен заместителем Наркома путей сообщения СССР, курировал работу аппарата главного ревизора по безопасности движения, Центральных управлений пути и связи, Центрального пассажирского управления, Метрополитена, Военного отдела, Отдела охраны и АХО. Кроме того в ходе войны являлся Уполномоченным ГКО СССР по различным транспортным вопросам: с июля 1942 г. – Уполномоченный ГКО СССР по железнодорожному обеспечению Сталинградской битвы, одновременно Уполномоченный ГКО по Красноводскому порту, с октября 1943 г. – по улучшению воинских перевозок на Южно-Донецкой железной дороги и с июля 1945 г. – по обеспечению погрузки, вывоза и разгрузки трофейного германского оборудования. После войны продолжал работу в системе НКПС-МПС. С 1 июля 1948 г. – заместитель министра по путевому хозяйству и главный ревизор по безопасности движения. 25 июня 1951 г. освобожден от обязанностей замминистра и назначен членом Коллегии МПС. С апреля 1953 года – начальник Отдела защитных лесонасаждений Главного управления пути и сооружений МПС СССР. С 7 мая 1956 г. на пенсии. 11 августа 1958 г. решением КПК был исключен из КПСС «за фальсификацию следственных материалов и применение незаконных методов при допросе арестованных в период его работы в 1937-1939 гг. в Главном транспортном управлении НКВД СССР», Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1959 г. был лишен звания Героя Социалистического Труда, всех орденов и медалей. Жил в Подмосковье. Похоронен на Донском кладбище в Москве. Звания:
Звания в системе путей сообщения:
Награды: 3 ордена Ленина (в т.ч. 24.11.1942, 5.11.1943), орденом Красного Знамени (19.01.1940), орденом Кутузова 1-й степени (29.07.1945), орденом Красной Звезды (22.07.1937), орденом «Знак Почёта» (26.04.1940), медалями, знаками «Почётный сотрудник ВЧК-ГПУ (V)» (№ 482) и «Почётный железнодорожник» (21.11.1943, не был лишён). Источники: Н.В.Петров, Кто руководил органами госбезопасности, 1941 – 1954 : Справочник – М.: Звенья, 2010; |
|