|
Центральный Исполнительный Комитет СССР и Совет Народных Комиссаров СССР постановляют: 1. Утвердить Положение об охране государственных границ Союза ССР. 2. Поручить Объединенному Государственному Политическому Управлению принять меры к широкому осведомлению пограничного населения о правилах, содержащихся в ст. ст. 15, 16, 18, 20 и 35 вышеупомянутого Положения. 3. Предложить правительствам союзных республик принять меры к постепенному освобождению 4-метровой пограничной полосы от всякого рода построек, посадок и древесной растительности и к отводу 4-метровой полосы под дозорную дорогу по линии пограничных кордонов. 4. Расходы по переносу построек из подлежащей освобождению 4-метровой пограничной полосы возмещаются соответствующим землепользователям из общесоюзных средств. Председатель ЦИК Союза ССР Заместитель Заместитель Положение об охране государственных границ Союза ССР1. Государственная граница Союза Советских Социалистических Республик устанавливается и изменяется постановлениями верховных органов Союза ССР. 2. В зависимости от местных условий линия государственной границы Союза ССР определяется: а) естественными рубежами; б) искусственными рубежами; в) направлениями, обозначенными искусственными знаками или отдельными местными предметами. 3. Линия государственной границы Союза ССР, проходящая по пограничной реке или по пограничному озеру, остается неизменной и при изменении течения рек или уровня воды озера. 4. Плавание судов по пограничным рекам, озерам и искусственным водным путям, а также производство рыбной ловли, отвод и пользование водой, устройство плотин и иных заграждений, пользование бечевником на всех означенных водных путях регулируется международными соглашениями или специальными законодательными актами Союза ССР. 5. Охрана государственных границ Союза ССР возлагается на органы пограничной охраны Объединенного Государственного Политического Управления.
6. На обязанности пограничной охраны Объединенного Государственного Политического Управления лежит: а) обеспечение ненарушимости границ и борьба с нарушителями их, в частности, политическая охрана границ и борьба с контрабандой; б) поддержание революционного порядка в пределах 22-километровой пограничной полосы; в) защита пограничного населения от вооруженных нападений; г) охрана от расхищения водных богатств в пределах морской полосы (п. «в» ст. 9); д) наблюдение за правильным пользованием водами, упомянутыми в ст. 4.
7. Переход (переезд, перелет) через границу Союза ССР допускается лишь через контрольно-пропускные пункты пограничной охраны Объединенного Государственного Политического Управления или через особо указанные пункты, состоящие в ведении пограничной охраны Объединенного Государственного Политического Управления. Пропуск вещей и грузов производится через таможенные учреждения. 8. Лица, перешедшие или пытающиеся перейти государственную границу Союза ССР вне установленных для перехода пунктов или хотя бы через последние, но незаконным образом, признаются нарушителями границы, задерживаются пограничной охраной Объединенного Государственного Политического Управления и, в подлежащих случаях, привлекаются к уголовной ответственности, согласно законодательству Союза ССР и союзных республик. 9. В целях охраны государственной границы Союза ССР устанавливаются: а) по сухопутной границе – 4-метровая, 500-метровая, 7 1/2-километровая и 22-километровая пограничные полосы, определяемые от линии государственной границы; б) по морской границе – 7 1/2-километровая и 22-километровая пограничные береговые полосы, определяемые от линии наибольшего прилива; в) по морской границе – морская полоса, определяемая от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах шириной в 12 миль, за исключением предусмотренных международными соглашениями Союза ССР случаев.
10. 4-метровая полоса обозначается особыми знаками на местности. Остальные пограничные полосы, а также 12-мильная морская полоса обозначаются на картах крупного масштаба. 11. 4-метровая пограничная полоса находится в исключительном ведении органов пограничной охраны. Доступ в эту полосу, пролегающую по берегам пограничных рек, озер и иных водных путей, разрешается лишь для пользования водами и берегами с соблюдением правил, устанавливаемых соответствующими органами Объединенного Государственного Политического Управления по соглашению с губернскими, окружными (и соответствующими им) исполнительными комитетами.
12. В 500-метровой пограничной полосе исправление отдельных хуторских построек и возведение новых, а также возведение новых построек в селениях за чертой селений в сторону государственной границы Союза ССР, а также влево и вправо от черты данного селения допускается каждый раз лишь с разрешения губернского, окружного (и соответствующего им) исполнительного комитета, согласованного с соответствующими органами Объединенного Государственного Политического Управления.
13. Въезд в пределы 7 1/2-километровой пограничной полосы лицам, не принадлежащим к числу жителей этой полосы, воспрещается без разрешения соответствующего органа Объединенного Государственного Политического Управления или народных комиссариатов внутренних дел союзных республик. Объединенному Государственному Политическому Управлению по соглашению с Народным Комиссариатом по Военным и Морским Делам и народным комиссариатом внутренних дел подлежащей союзной республики предоставляется воспрещать въезд без означенных выше разрешений и в отдельные пункты, расположенные в пределах 22-километровой пограничной полосы.
А. На суше 14. Для сообщения между пограничными заставами, а также для разъездов и обходов пограничной охраны там, где для этого не может служить 4-метровая пограничная полоса, отводится по линии кордонов 4-метровая полоса под дозорную дорогу.
15. Проезд по дозорной дороге, проходящей в пределах 500-метровой пограничной полосы, лиц, не принадлежащих к пограничной охране, разрешается по правилам, устанавливаемым подлежащими начальниками пограничной охраны по соглашению с районными, волостными (и соответствующими им) исполнительными комитетами.
16. В пределах 7 1/2-километровой пограничной полосы органы пограничной охраны имеют право высылать дозоры, выставлять засады и секреты на участки земли, в чьем бы ведении или пользовании они ни находились, избегая, по возможности, наносить вред полям и иным угодьям и пользуясь преимущественно тропами, дорогами или незасеянными полями. 17. Лицам пограничной охраны, находящимся при исполнении служебных обязанностей, предоставляется останавливать всякого, передвигающегося в пределах 22-километровой полосы. Лицо, не остановившееся, задерживается. 18. В пределах 22-километровой пограничной полосы лицам пограничной охраны, находящимся при исполнении служебных обязанностей, предоставляется при подозрении в нарушении кем либо границы или в провозе, либо переносе контрабандного товара подвергать подозреваемого личному обыску, осматривать вещи и средства передвижения и проверять документы. 19. Лицам пограничной охраны в пределах 22-километровой пограничной полосы при подозрении в укрывательстве нарушителей границы или в сокрытии контрабанды предоставляется производить обыски в жилых и нежилых помещениях, а также производить выемки контрабандного товара и вещественных доказательств и задерживать обнаруженных нарушителей границы и контрабандистов на основании особых правил, издаваемых Объединенным Государственным Политическим Управлением по соглашению с народными комиссариатами юстиции союзных республик. 20. В случаях непосредственного преследования нарушителей границы и контрабандистов, преследующим лицам пограничной охраны разрешается производить обыски, выемки и аресты за пределами 22-километровой пограничной полосы по правилам, указанным в предыдущей статье. 21. В случаях, когда для поддержания революционного порядка в пограничной полосе недостаточно сил пограничной охраны Объединенного Государственного Политического Управления, или когда пограничная охрана не в состоянии своими силами обеспечить ненарушимость государственной границы Союза ССР, соответствующим органам ее предоставляется право требовать содействия от ближайших частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии, согласно правил, устанавливаемых Объединенным Государственным Политическим Управлением по соглашению с Народным Комиссариатом по Военным и Морским Делам. 22. При преследовании незаконно перешедших государственную границу Союза ССР или контрабандистов, лицам пограничной охраны предоставляется право прохода и проезда по засеянным полям, если нет возможности поступить иным образом. При этом лица пограничной охраны должны принимать все меры к нанесению наименьшего вреда засеянным полям. Б. На воде23. На всем протяжении государственных водных границ Союза ССР, а также морской полосы (п. «в» ст. 9) открытых морей, омывающих побережье Союза ССР, все невоенные суда, без различия флага, подлежат надзору со стороны пограничной охраны Объединенного Государственного Политического Управления.
24. В отношении военных судов, без различия флага, пограничный надзор осуществляется по особым правилам. 25. Невоенные суда, без различия флага, в районе ведения пограничной охраны Объединенного Государственного Политического Управления могут быть остановлены и осмотрены пограничной охраной. Капитан осматриваемого судна обязан предъявить все имеющиеся у него документы, как судовые, так и грузовые.
26. Невоенные суда, без различия флага, могут быть задержаны в случаях: а) когда капитан не предъявит всех надлежащих документов как судовых, так и грузовых; б) когда судном производится в пределах морской полосы (п. «в» ст. 9) либо в береговых пунктах, не предусмотренных ст. 7, нагрузка или выгрузка груза, либо посадка или высадка людей, если на таковую погрузку, выгрузку, посадку или высадку не имеется надлежащего разрешения; в) когда в пределах морской полосы (п. «в» ст. 9) судно занимается ловлей рыбы или зверя, либо иным морским промыслом в запретной зоне, или хотя бы в разрешенной зоне, но производит этот лов или промысел без надлежащих на это документов, либо производит их незаконным способом. 27. Преследование судна, не подчинившегося требованию пограничной охраны, в пределах морской полосы (п. «в» ст. 9) может продолжаться за пределы ее в открытом море, но должно быть во всяком случае приостановлено при входе преследуемого судна в воды иностранного государства и в отношении судов под иностранным флагом окончательно прекращается в случае их захода в иностранный порт. 28. В случае обнаружения на невоенном судне, без различия флага, лиц, проникших на него с целью выезда из пределов Союза ССР, без установленного разрешения, или лиц, совершивших преступление и подлежащих задержанию на основании законодательства Союза ССР и союзных республик, задержанию подлежат лишь указанные лица, но не суда. В случае обнаружения на судне лиц, находящихся на нем с целью высадки на территории Союза ССР без надлежащего разрешения, такие лица не снимаются с судна, а оставляются на нем под ответственностью капитана судна и на берег не допускаются.
29. Об осмотре или задержании судна составляется особый акт, подписываемый как подлежащим начальником пограничной охраны, так и капитаном осматриваемого или задерживаемого судна. В случаях, когда при осмотре не обнаружено нарушения законов и правил, акт, если не последует на это требования капитана осмотренного судна, может не составляться. Акт пишется на русском языке и подписывается обоими сторонами. В случае заявленной при подписании акта просьбы капитана задержанного или осмотренного судна, ему немедленно выдается копия акта на русском языке. Если же обстоятельства препятствуют немедленной выдаче копии акта, то таковая высылается по адресу, указанному капитаном осмотренного судна. 30. В случае задержания судна у капитана отбираются все судовые и грузовые документы и таковым составляется общая опись. Документы сшиваются, прошнуровываются, пропечатываются печатями подлежащего начальника пограничной охраны и капитана судна и прилагаются к акту. 31. Если капитан остановленного или задержанного судна считает действия пограничной охраны неправильными или не согласен с содержанием акта, он может сделать об этом на любом языке оговорку на самом акте или на отдельном прилагаемом к акту документе. 32. Пограничная охрана наблюдает за тем, чтобы на берегу не разводились огни, которые могли бы быть принимаемы за маячные огни или отличительные знаки. 33. В случае надобности судам пограничной охраны Объединенного Государственного Политического Управления разрешается в ночное время в пределах морской полосы (п. «в» ст. 9) плавать без установленных огней. 34. В случае надобности, пограничной охране предоставляется право требовать содействия от ближайших военных судов Союза ССР, согласно правил, устанавливаемых Объединенным Государственным Политическим Управлением по соглашению с Народным Комиссариатом по Военным и Морским Делам. 35. Пограничная охрана употребляет в дело оружие: а) для отражения всякого вооруженного нападении и прекращения вооруженного сопротивления; б) для отражения нападения или сопротивления, хотя и не вооруженного, но совершаемого несколькими лицами или даже одним лицом, но в таких условиях, когда пограничникам угрожает явная опасность; в) при попытке задержанных к побегу и невозможности воспрепятствовать ему другим способом; г) когда лица, подлежащие задержанию в пределах 22-километровой полосы или на пограничной реке, озере, либо искусственном водном пути, после двухкратного оклика «стой» и предупредительного выстрела вверх, не остановятся и нет возможности задержать их другим способом; д) при неисполнении судном требования об остановке, прекращении погрузки или разгрузки грузов, посадки или высадки людей с судна, после предварительного холостого выстрела и двух предупредительных боевых выстрелов (под нос и корму); е) при перелете летательных и воздухоплавательных аппаратов через границу Союза ССР в неуказанном месте или с нарушением установленных для сего правил. 36. Воспрещается стрелять так, чтобы пули ложились на территорию сопредельного государства. 37. Лица пограничной охраны, неправильно применившие оружие, подлежат ответственности в дисциплинарном или уголовном порядке в зависимости от характера правонарушения. Председатель ЦИК Союза ССР Заместитель Заместитель
Опубликовано на портале BestPravo |
|