Рассылка и меры по охране секретной информации НАТО в дипломатических представительствах стран-участниц Союза, находящихся в странах за железным занавесом


На главную
Органы госбезопасности СССР
Органы внутренних дел СССР
Военная разведка СССР
Cтраны Варшавского Договора
Биографический справочник
Вооружение и техника
Документы
Звания и знаки различия
Публикации
Фотогалерея

НАТО Конфиденциально

Приложение к С-М(59)24

Доклад Комитета НАТО по вопросам безопасности

Введение.

1. По просьбе французской делегации Комитет НАТО по вопросам безопасности изучал факторы, представляющие угрозу для безопасности секретной информации НАТО в представительствах стран-участниц НАТО в странах за железным занавесом.

2. Цель этой записки состоит в том, чтобы обратить внимание на особенно серьезные факторы, представляющие угрозу для безопасности в странах советского блока, и сформулировать некоторые требования по обеспечению безопасности, которыми должны руководствоваться страны-участницы НАТО там, где это необходимо при обращении с секретной информацией НАТО, в какой бы форме она не направлялась в представительства, находящиеся в странах за железным занавесом.

Угроза обеспечению безопасности в странах советского блока

3. Деятельность разведывательных служб стран советского блока является, несомненно, гораздо более эффективной за железным занавесом, где им оказывается поддержка со стороны всего аппарата полицейского государства, чем это имеет место на Западе. Следовательно, в целом риск того, что их спецслужбы могут нейтрализовать предпринимаемые нами меры по обеспечению безопасности, является гораздо вероятнее в условиях стран за железным занавесом, чем где бы то ни было.

4. По мнению Комитета по вопросам безопасности, основными факторами, определяющими угрозу безопасности в странах советского блока, являются:

а) официальные власти в странах советского блока фактически лишают западные представительства возможности обходиться без использования обслуживающего персонала из числа местных граждан, выполняющих физическую работу и вспомогательные административные функции. Среди этих лиц, как правило, имеются подготовленные в разведывательном плане люди, которые стараются найти и использовать любую возможность для получения секретной информации;

б) имеются многочисленные свидетельства того, как спецслужбы стран советского блока стремятся вскрыть и даже поощрить у сотрудников представительств западных стран человеческие слабости, которые могут быть использованы в целях их компрометации и шантажа.

Технический персонал из числа местных граждан часто используется в таких мероприятиях. Стесненные жилищные условия во многих столицах стран советского блока и постоянное напряжение, связанное с упомянутой угрозой безопасности, делают сотрудников представительств западных стран более уязвимыми перед лицом таких действий, чем где бы то ни было.

в) для стран советского блока считается в порядке вещей регулярное и искусное использование различных специальных подслушивающих устройств. Особенно большого прогресса в этом достигла Россия. Это, несомненно, представляет одну из серьезных угроз обеспечению безопасности в странах, советского блока, тем более, что западные страны не имеют фактически выбора жилищных условий и лишены возможности эффективного контроля за строительством зданий, используемых под их представительства, или за помещениями, в которых проживают их сотрудники. Эта угроза существует, когда обсуждаются секретные вопросы даже в отдельных случаях на улице, и меры безопасности, предназначенные для защиты документов, мало эффективны в борьбе против этой угрозы.

г) совершенно очевидно также, что могут быть использованы некоторые искусно изготовленные фотографирующие устройства.

5. Инструкция НАТО по вопросам безопасности /С-М(55)15 (Final)/ была предназначена для организации охраны секретной информации НАТО в странах-участницах НАТО и, по мнению Комитета по вопросам безопасности, она не отвечает требованиям по охране такой информации в странах советского блока.

Рассылка секретной информации НАТО в страны советского блока в настоящее время

6. а) В настоящее время ни одна страна-участница НАТО не направляет документы "COSMIC TOP SECRET" за железный занавес.

б) Несколько стран-участниц НАТО направляют за железный занавес документы, имеющие более низкую степень секретности.

в) Правительство США направляет отдельные секретные документы НАТО с грифом "SECRET" и ниже в свое представительство в Москве. Соединенные Штаты готовы представить эти документы в порядке консультации в здании своего посольства любому послу страны-участницы НАТО, аккредитованному в Москве.

7. Секреты НАТО, циркулирующие в дипломатических представительствах стран-участниц НАТО в странах за железных занавесом, могут быть не только в виде секретных документов НАТО. Эти секреты могут также содержаться:

а) в национальных секретных документах;

б) в мыслях, а, следовательно, выражаться вслух высшими должностными лицами этих представительств.

8. По мнению Комитета политических советников, время от времени возникает потребность в проведении политических консультаций, которые могут повлечь за собой:

а) направление секретных документов НАТО в дипломатические представительства стран-участниц НАТО, находящиеся в столицах за железных занавесом;

б) обсуждение секретов НАТО в этих столицах.

Требования, предъявляемые к обеспечению безопасности

9. Комитет НАТО по вопросам безопасности считает, что в связи с чрезвычайно серьезным характером угрозы для безопасности, существующей за железным занавесом, было бы целесообразно сохранить действующее положение, согласно которому документы НАТО с грифом "COSMIC TOP SECRET" не направляются в представительства стран-участниц НАТО за железным занавесом. В случае возникновения необходимости сообщить какую-либо информацию устно, имеющую такой же гриф секретности, например, послам стран-участниц НАТО, аккредитованным в странах советского блока, во время их пребывания в столицах своих национальных государств, важно, чтобы такая информация была передана только при условии, что, если она будет обсуждаться в стране советского блока, ее обсуждение было бы проведено с соблюдением осторожности и принятием необходимых мер безопасности против подслушивания. Должны также выполняться соответствующие требования, изложенные ниже в пункте 10.

10. Комитет НАТО по вопросам безопасности считает, что в случаях, когда возникает необходимость направить информацию НАТО, имеющую гриф "SECRET" или "CONFIDENTIAL", в представительства стран-участниц НАТО в странах советского блока, то должны соблюдаться следующие требования, являющиеся дополняющими, а не заменяющими требования, изложенные в инструкции НАТО по вопросам безопасности:

а) направление секретных документов НАТО в дипломатические представительства стран-участниц НАТО, аккредитованные в странах советского блока, должно быть скорее исключением, а не правилом, и в каждом конкретном случае оно должно быть санкционировано ответственным лицом заинтересованной страны- участницы НАТО. В некоторых случаях, до получения разрешения о направлении документов, необходимо посоветоваться с соответствующим комитетом НАТО. Количество и рассылка этих документов должны быть сведены к минимуму;

б) секретные документы НАТО, направленные в представительства стран-участниц НАТО в странах за железным занавесом, должны быть уничтожены сразу же по миновании в них надобности по возможности в течение нескольких часов после их получения;

в) персонал из числа местных граждан должен быть по возможности сведен до абсолютного минимума, необходимого для обеспечения нормальной деятельности представительства. Ни при каких обстоятельствах эти лица не должны иметь доступ к секретной информации и, за исключением случаев, когда они находятся под постоянным присмотром со стороны сотрудников посольства, они не должны также иметь доступ в зону, где хранится секретная информация КАТО или где она может обсуждаться;

г) при подборе кадров на работу в представительства, аккредитованные в странах советского блока, с точки зрения безопасности желательно обращать особое внимание не только на имеющиеся слабые стороны характера, но и на способность характера сопротивляться постоянному воздействию местных спецслужб;

д) чтобы уменьшить степень риска, вызванного стесненными жилищными условиями и необходимостью постоянного сохранения бдительности, сотрудники представительств в странах советского блока не должны находиться там продолжительное время, а младший состав необходимо менять в относительно короткие промежутки времени;

е) до направления на работу в страны советского блока с сотрудниками должен быть проведен обстоятельный инструктаж об угрозах безопасности, с которыми они могут там столкнуться. Они должны также быть подготовлены по соответствующим вопросам, относящимся к обеспечению безопасности;

ж) меры безопасности должны приниматься в соответствии с документом НАТО "Защитные меры безопасности против специальных подслушивающих устройств" [1];

з) меры по обеспечению физической безопасности должны быть всесторонними и взаимозаменяемыми и в целом основываться на принципе, что секретные документы должны храниться в одном специально оборудованном средствами защиты месте (сейфе) и быть возвращены туда, за исключением тех случаев, когда они находятся в работе в данный момент.

11. Что касается информации, имеющей гриф "NATO RESTRICTED", то уровень принимаемых защитных мер должен быть такой же как и для соответствующих национальных документов, направляемых в представительства стран-участниц НАТО в странах советского блока.

12. Комитет по вопросам безопасности хотел бы подчеркнуть, что требования, изложенные в пункте 10, следует рассматривать как необходимый минимум тех требований, которые надо соблюдать, прежде чем информация НАТО с грифами "SECRET" и "CONFIDENTIAL" может быть направлена в представительства стран-участниц НАТО за железным занавесом. Выполнение этих требований повлечет за собой расходы и использование специально подготовленных кадров. Это в особенности относится к требованиям, содержащимся в подпунктах "ж" и "з" пункта 10, которые предусматривают использование технических экспертов высокого класса. Поэтому Комитет рекомендует, чтобы каждая страна-участница НАТО использовала свои собственные возможности для выполнения изложенных выше требований. Там, где эти требования не могут быть соблюдены в должной мере:

а) представительства заинтересованных стран, аккредитованные в странах советского блока, не должны получать документы НАТО с грифом "SECRET" или "CONFIDENTIAL". Должны быть осуществлены также мероприятия, позволяющие этим представительствам получить доступ к секретным документам НАТО в представительствах других стран участниц НАТО, которые в состоянии обеспечить выполнение указанных выше требований. Предложение властей США по вопросу об ознакомлении с секретной информацией НАТО, направляемой в их представительство в Москве, о чем было упомянуто выше в пункте б, является примером таких мероприятий;

б) сотрудники представительств, в которых не могут быть выполнены перечисленные выше требования, могут обсуждать информацию НАТО, имеющую грифы "SECRET" и "CONFIDENTIAL" в представительстве, где эта информация доступна для них. Если в исключительных случаях подобная информация должна обсуждаться вне того места, где она получена, то должны быть предприняты все необходимые меры предосторожности против подслушивания.

Заключение.

13. Совету НАТО рекомендуется:

а) обратить внимание членов правительств на наличие чрезвычайно серьезной угрозы для обеспечения безопасности секретной информации НАТО в странах советского блока;

б) договориться о том, что:

- ни один документ с грифом " COSMIC TOP SECRET " не должен направляться в представительства стран-участниц НАТО, находящиеся в столицах за железным занавесом;

- при необходимости сообщить устно содержание какой-либо информации, имеющей гриф " COSMIC TOP SECRET " например, послам стран-участниц НАТО в странах советского блока во время посещения ими столиц своих национальных государств, важно, чтобы такая информация была бы сообщена только при условии, что если ее необходимо обсудить в стране советского блока, то это обсуждение должно проводиться с соблюдением осторожности и принятием максимальных мер безопасности против подслушивания;

в) разрешать направление в представительства членов НАТО в странах советского блока информации НАТО с грифом "SECRET" и "CONFIDENTIAL" только в том случае, когда могут быть выполнены требования по обеспечению сохранности документов, изложенные выше в пункте 10;

г) предложить каждому члену НАТО определить свои возможности по выполнению этих требований;

д) установить, что в случае, если страна-участница НАТО не имеет возможности выполнить эти требования, то должны соблюдаться рекомендации, изложенные выше в подпунктах "а" и "б" пункта 12.

 

Опубликовано в сборнике ПГУ-ДС И ВАРШАВСКИЯТ ПАКТ СРЕЩУ НАТО (1959-1991)

 


[1] АС/35 Д/203


 

© Валентин Мзареулов, 2009 – 2017
Копирование материалов разрешено только по согласованию с администрацией сайта.