Письмо С.Д.Игнатьева И.В.Сталину об Особом Совещании при МГБ СССР


На главную
Органы госбезопасности СССР
Органы внутренних дел СССР
Военная разведка СССР
Cтраны Варшавского Договора
Биографический справочник
Вооружение и техника
Документы
Звания и знаки различия
Публикации
Фотогалерея

28 декабря 1951 г.

Сов. секретно

№ 1760/и

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 ноября 1934 года Особому Совещанию при Народном Комиссаре внутренних дел СССР было предоставлено право рассматривать все дела о лицах, признаваемых общественно опасными, и применять к ним меры наказания не свыше 5 лет лишения свободы.

В 1937 году Особое Совещание при НКВД СССР начало применять по рассматриваемым делам меры наказания до 8 лет лишения свободы.

С конца 1938 года Особое Совещание при НКВД СССР, руководствуясь постановлением СНК и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 года «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия», принимало к своему рассмотрению дела лишь о тех преступлениях, доказательства по которым не могли быть оглашены в судебных заседаниях по оперативным соображениям.

В ноябре 1941 года в связи с военной обстановкой, постановлением Государственного Комитета Обороны от 17 ноября 1941 года № 903/сс Особому Совещанию было предоставлено право рассмотрения всех без исключения дел по контрреволюционным и особо опасным для Союза ССР преступлениям, с применением санкций, предусмотренных законом, вплоть до расстрела.

Предоставление Особому Совещанию таких широких прав сейчас, по нашему мнению, не вызывается необходимостью.

Существующая сейчас практика привела к тому, что за последние годы значительная часть дел, расследуемых органами государственной безопасности, в нарушение основного законодательства о подсудности направлялась органами МГБ не в судебные органы, а в Особое Совещание при МГБ СССР, где, при упрощенном рассмотрении дел, работники центрального аппарата и местных органов МГБ легко добивались вынесения приговоров даже по делам, до конца не дорасследованным.

Такое положение породило у значительной части работников следственных аппаратов органов МГБ безответственное отношение к расследованию дел о государственных преступлениях. По многим делам следствие проводится поверхностно и в ряде случаев необъективно; не вскрываются с должной полнотой преступления, вражеские связи арестованных и не уделяют должного внимания сбору бесспорных доказательств вины преступника.

Не редкими являются случаи, когда направление дела в Особое Совещание предопределяется еще до ареста и это, в свою очередь, ведет к упрощенчеству в агентурной разработке, к поспешным, преждевременным, а иногда и необоснованным арестам. Допрос агентуры в качестве свидетелей превратился из крайнего средства в обычное явление.

Особое Совещание, будучи чрезмерно перегруженным большим количеством дел, не обеспечивает тщательного, всестороннего их рассмотрения и иногда допускает грубые ошибки.

Все это способствует снижению качества агентурной и следственной работы, укоренению порочных методов в работе и приводит к нарушениям советских законов.

В связи с этим Министерство государственной безопасности СССР, обсудив вопрос о работе Особого Совещания, считает необходимым:

а) впредь все следственные дела, расследуемые органами Министерства государственной безопасности, как правило, направлять на рассмотрение в соответствующие суды по подсудности;

б) на рассмотрение Особого Совещания при МГБ СССР направлять дела только о таких преступлениях, доказательства по которым в силу их особого характера не могут быть оглашены в судебном заседании (агентурные данные, материалы оперативной техники, документы, не подлежащие рассмотрению в суде, показания лиц, которые ввиду важных оперативных соображений, не могут быть допрошены в судебном заседании);

в) предоставить право Особому Совещанию применять по рассмотренным делам предусмотренные законом меры наказания — до 10 лет лишения свободы;

г)права Особого Совещания в части применения ссылки, высылки и направления на спецпоселение лиц, признаваемых общественно опасными по связям с преступной средой или по своей прошлой деятельности, сохранить без изменений.

Кроме того, Особое Совещание при НКВД и МВД СССР по отношению к лицам, осужденным судебными органами, применяло снижение сроков наказания и условно досрочное освобождение за их отличные показатели в производственной работе в лагерях, МГБ СССР, Министерства юстиции и Прокуратура СССР считают, что Особое Совещание при МГБ СССР должно рассматривать указанные вопросы не иначе, как по специальным постановлениям правительства СССР.

При этом представляю на Ваше рассмотрение проект Указа Президиума Верховного Совета СССР и проект Положения об Особом Совещании при Министре государственной безопасности СССР, согласованные с Министром юстиции тов. ГОРШЕНИНЫМ и Генеральным прокурором СССР тов. САФОНОВЫМ.

С. Игнатьев

 

УКАЗ
Президиума Верховного Совета Союза ССР «Об Особом Совещании при Министре государственной безопасности СССР»

Без публикации.

«...» декабря 1951 г.

гор. Москва

Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об Особом Совещании при Министре государственной безопасности СССР.

2. Считать утратившими силу постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 5 ноября 1934 года и пункт 2-й постановления Государственного Комитета Обороны от 17 ноября 1941 года № 903/сс о правах Особого Совещания при Народном Комиссаре внутренних дел СССР.

Председатель Президиума Верховного Совета

СССР Секретарь Президиума Верховного Совета СССР

 

ПОЛОЖЕНИЕ
об Особом Совещании при Министре государственной безопасности Союза ССР

1. Особому Совещанию при Министре государственной безопасности СССР предоставляется право рассматривать расследованные органами МГБ

СССР дела:

а) о лицах, признаваемых общественно опасными по связям с преступной средой или по своей прошлой деятельности;

б) о преступлениях, доказательства по которым в силу их характера не могут быть оглашены в судебных заседаниях;

в) другие дела — по отдельным Указам Президиума Верховного Совета СССР или постановлениям Правительства СССР.

Дела на рассмотрение Особого Совещания направляются с санкции прокурора.

2. По рассматриваемым делам Особое Совещание при Министре государственной безопасности СССР имеет право применять:

а) высылку с постоянного места жительства под надзор органов МГБ, с запрещением проживания в режимных местностях, на срок до 5 лет;

б) ссылку в отдаленные местности под надзор органов МГБ на срок до 10лет;

в) лишение свободы (заключение в лагерь или тюрьму) сроком до 10 лет, а в отношении лиц, привлеченных по Указам Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года и 17 ноября 1951 года, — 20 лет каторжных работ;

г) ссылку на поселение под надзор органов МГБ в соответствии со статьей 2-й Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1948 года;

д) выселение вместе с семьей на постоянное жительство в отдаленные местности (на спецпоселение) под надзор органов МГБ — в случаях, предусмотренных отдельными Указами Президиума Верховного Совета СССР или постановлениями Правительства СССР;

е) высылку за пределы Советского Союза;

ж) принудительное лечение;

з) конфискацию имущества (полную или частичную) в порядке, установленном Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28(?) декабря 1940 года.

3. Председателем Особого Совещания является Министр государственной безопасности СССР или его заместитель, членами — заместители Министра государственной безопасности СССР. В заседаниях Особого Совещания обязательно участвует Генеральный прокурор СССР или его заместитель.

Заседания Особого Совещания проводятся в составе председателя, двух членов и прокурора.

4. Дела, по которым имеются лица, взятые под стражу, Особое Совещание рассматривает в срок не более одного месяца со дня их поступления.

Решения Особого Совещания при Министре государственной безопасности СССР считаются окончательными.

Генеральный прокурор СССР или его заместитель, участвовавший в заседаниях Особого Совещания, в случае несогласия с решением Особого Совещания, имеют право внесения протеста в Президиум Верховного Совета СССР.

В этом случае исполнение решения Особого Совещания приостанавливается до постановления по данному вопросу Президиума Верховного Совета СССР.

5. В решениях Особого Совещания о ссылке, высылке и лишении свободы в отношении каждого отдельного лица должно быть указано основание применения этих мер, а также определен район и срок ссылки или заключения в лагерь (тюрьму).

6. Особое Совещание при Министре государственной безопасности СССР имеет право по представлениям органов Министерства государственной безопасности, Генерального прокурора СССР и его заместителей:

а) пересматривать ранее принятые решения и снижать срок ссылки, высылки, лишения свободы, досрочно освобождать или отменять ранее принятые решения в отношении лиц, осужденных Коллегией ОГПУ, Тройками НКВД—УНКВД и Особым Совещанием;

б) освобождать от дальнейшего пребывания на спецпоселении и в ссылке на поселении;

в) снимать судимость с лиц, судимых Коллегией ОГПУ, Тройками НКВД—УНКВД и Особым Совещанием в порядке, установленном Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1939 года.

Представления Генерального прокурора СССР рассматриваются Особым Совещанием в течение месячного срока.

 

АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 10. Л. 56—62. Подлинник.

Публикуется по «Лубянка: Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. 1917 – 1991. Справочник»


 

© Валентин Мзареулов, 2009 – 2017
Копирование материалов разрешено только по согласованию с администрацией сайта.